Газета "Воскресение" 2004

Не холодом античной красоты
Вы вдохновляли живописцев и поэтов,
А теплотой души и силой доброты,
Глазами, преисполненными света.
Хранительницы дома и семьи,
Вас не пугает трудностей стеченье.
Вы победите их оружием любви,
Ответив своему предназначенью.
Ольга Салдатенко

Рукоделие издавна считалось визитной карточкой каждого края, каждого народа. Мы не устаем восхищаться истинными произведениями искусства, созданными народными мастерами и мастерицами: вышивкой, ткаными поясами, шитыми иконами, резными ларцами — всего не перечислишь. Интерес к ремеслам был во все времена, а в последние года традиции народного мастерства стали активно возрождаться. Однако мы редко задумываемся о людях, творящих эту красоту: кто они, о чем думают и мечтают, почему не мыслят жизни своей без любимого дела. На традиционных православных выставках-ярмарках широко представлены работы мастеров и мастериц, они с радостью делятся своими секретами. Здесь мы и познакомились с руководительницей народной студни декоративно-прикладного творчества ДК железнодорожников Валентиной Житкевич. Мимо ее стенда трудно пройти: привлекают и удивительные работы, и сама радушная хозяйка: всегда подтянутая, собранная, приветливая. Общаясь с ней, невозможно не задуматься о духовном значении мастерства для самого мастера и для иных людей. Для Валентины Ивановны создавать прекрасные вещи — не просто занятие, но душевная необходимость, в этом она видит предназначение для себя, да и для женщины вообще. Поделиться своими размышлениями с читателями газеты Валентина Житкевич любезно согласилась. Сегодня мы публикуем первый материал о призвании женщины, а также разработанную Валентиной Ивановной инструкцию по созданию красивых елочных игрушек, которые могут послужить замечательным подарком к Рождеству.

Библия и многовековой опыт открывают секреты женской природы. Зная о данных Богом законах, мы должны жить в согласии с ними и сохранять при этом свое индивидуальное начало.

Основная традиция русской праведности — целомудрие христианского брака как великое таинство, безусловное послушание воле Творца и покорность мужу.

Женская душа смирялась перед Промыслом Божиим и принимала судьбу свою счастливую или несчастливую как дар свыше: «Единственная жена, единственного мужа». Вот жизненный идеал Православной Руси. Святой образ Девы Марии являлся примером для подражания в добродетелях. Женщину украшали верность, кротость, внутренняя тишина, терпение, всепрощение, трудолюбие и обязательно милосердие.

Другая характерная традиция для русской женщины — вдовство. Второй раз женщины замуж обычно не выходили (хотя запрета на второй брак не было). Многие жены постригались в монахини после погребения мужа. Подвиг супружеской жизни увенчивался иноческим подвигом. Женщиной руководила живая вера и любовь к Творцу.

Именно женщина в своих руках хранила этические и эстетические законы мира, сохраняла начала красоты, добра и любви. Ощущалось ее постоянное влияние на мужскую волю, чувственность и душу. За женщиной признавался особый талант морального чутья. Благодаря этому именно она должна была регулировать могучий размах мужской воли, его желаний и влечений и вводить их в русло общего жизненного равновесия, общей гармонии.

Не случайно женщину во все времена называли хранительницей очага, устроительницей домашнего порядка, а в Православии — ласково «церковкой».

Конечно, этим не отнимается драгоценный дар личной творческой инициативы. «Могущий — да делает». Протестовать нужно против насилия над собой, против навязывания того, что противно человеку по его складу, что враждует с его природой, с его предназначением.

Еще в начале 20-го века философ Василий Розанов призывал: «Женщины — храните правду русскую!»

Даже в языческом Риме сохранялся строжайший обычай: на женскую половину любого дома, которая называлась «гинегея», никто не имел права войти кроме мужа. Там всегда царствовали чистота и тишина.

Но свершилось безумие перед Богом. Катастрофически стала распадаться семья. Рухнули оковы нравственного запрета. Дух любви ушел из семьи. Женщина шагнула на запретную полосу мужского предназначения. Окунулась в суету, с головой ушла в грязь мира, просвещаясь и феминизируясь. Эмансипация женщину захватила целиком. Появилась тенденция «омужичивания» женщины. Гармоническое разграничение обязанностей мужчины и женщины поменялось на стихийное распределение их ролей. Произошел всеобщий бунт против воли Творца.

Еще в прошлом веке пророчески предостерегал святитель Феофан Затворник: «Западом" наказывал и накажет нас Господь, а вам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас! Пошли свет и истину Твою!»

Церковный философ и публицист Иван Ильин оставляет некую надежду на восстановление. Он говорит: «0, зрелище страшное и поучительное! Русский народ утратил все это сразу в нас соблазна и потемнения: и близость к Богу, и власть над страстями, и силу национального сопротивления, и органическое единомыслие с природой. И как утрачено все это сразу, вместе, — так вместе, и восстановится...» Пресвятая Богородица; спаси нас!

Валенина Житкевич